Чужой: Завет
Главное, на что надо ориентироваться, если вы задумываетесь, стоит ли посмотреть этот фильм, — ваше отношение к его предшественнику, фильму «Прометей». Если вам фильм не понравился, не надейтесь, что Ридли Скотт кардинальным образом пересмотрел свое видение франшизы или, что для вас важнее всего, поработал над ошибками. Если же, несмотря на все сценарные огрехи и сюжетные дыры «Прометея», вам удалось получить от его просмотра удовольствие, то новый фильм вас также не разочарует, если не сказать больше.
Во-первых, сразу отмечу великолепную визуальную составляющую ленты. Всё, от крупных планов корабля в космосе до всеми любимого ксеноморфа, выглядит потрясающе, да так, что глаз не оторвать (тут, я полагаю, со мной согласится абсолютное большинство). Эта часть зачастую опускается при оценке той или иной картины, что лично я считаю крайне несправедливым. Сюжет, вне сомнения, занимает лидирующие позиции, однако кино — это, в первую очередь, картинка, а от ее качества во многом зависит наше первое (и не только) впечатление.
Но перейду к тому, что интересует большую часть зрителей. Итак, история. Синопсис данной ленты гласит следующее «Во время обследования удаленной планеты, расположенной на другой стороне галактики, экипаж колониального корабля «Завет» обнаруживает, что то, что они изначально приняли за неизведанный рай, на самом деле — тёмный и опасный мир». Если вам немного непонятно или вы пропустили, поясню: колонизировать этот корабль должен был одну планету, а полетел «обследовать» иную. Что заставило экипаж изменить курс? Что ж, тут (а это самое начало фильма) и всплывает на поверхность ответ на переживания многих поклонников франшизы после «Прометея»: проработают ли сценаристы добротных персонажей, которые будут действовать согласно их профессиональным навыкам (заявленными картиной), инструкциям (сложно представить космическую экспедицию без оных) или банально логике и здравому смыслу? … Нет. Дважды нет. Трижды нет. Боюсь, что коэффициент интеллекта у здешней команды измерялся теми же сломанными приборами, что и у экипажа «Прометея». Менять направление колонизаторской миссии от планеты, которая изучена вдоль и поперек многолетними исследованиями, к миру, с которого был получен сомнительного рода сигнал и на котором, как показал компьютер, есть вода и воздух, пригодный для дыхания (большего ведь и не надо, да?), не кажется такой уж хорошей идеей. Это только одно из многочисленных, откровенно идиотских решений, принятых нашими героями. Тут присутствуют «Пожалуй, приведу зараженного человека, похожего на ходячий труп, в единственный шаттл, на котором команда может покинуть планету», «Почему бы не заглянуть внутрь живого гигантского яйца? Ведь вызывающий подозрения андроид, который минуту назад пытался подружиться с монстром, стремящимся убить всех людей, сказал, что это безопасно» и тому подобное.
Запоминаются личности также слабо. Настоятельно рекомендую ознакомиться с короткометражкой «Чужой: Завет. Пролог: Тайная вечеря», находящейся в свободном доступе. Это поможет вам хоть сколько-нибудь познакомиться с героями, а также (что, на мой взгляд, весьма существенно) увидеть персонажа Джеймса Франко, которого в самом фильме как кот наплакал (не вполне понятно, почему так).
Подводя итоги данного вопроса, замечу, что персонажи и их поступки, на мой взгляд, являются (хоть и невероятно жирнющим, не спорю) единственным минусом фильма. Что же тогда главный плюс картины? Ответ может быть только один: андроид Дэвид в шикарном исполнении Майкла Фассбендера, сыгравшего тут и второго робота-гуманоида по имени Уолтер (также не менее чудесно). Дэвид, по моему скромному мнению, является лучшим антагонистом если не в истории кино, то за последние годы точно. Тут вам и мотивация, и проработанный план, и грамотное использование недальновидности (прописанной в сценарии или нет) главных героев. Фассбендер, исполняя любую из двух ролей, а иногда и сразу обе, крадет каждую сцену со своим участием.
Помимо этого, конечно, неразумно будет не упомянуть, собственно, главного героя всех фильмов, Чужого, так же известного, как ксеноморф. Хоть в ленте его и не так много, как некоторым бы хотелось, он всё так же способен задать жару. Нет, саспенса 79-го года уже никто не вернет, но это нисколько не мешает наблюдать за действиями знаменитого монстра, оставляющего за собой завораживающий кровавый след.
Плюсом картины (пусть многие и не согласятся) нельзя не отметить множественные отсылки, аллюзии и метафоры на произведения как древних классиков, так и деятелей эпохи Возрождения. Всё это невероятным образом вписывается в банальную, на первый взгляд, историю о монстре и группе глупых людей, которых этот самый монстр съедает. Подобное сочетание выглядит, на удивление, весьма органично и добавляет происходящему некой высокой ноты.
Что в общем и целом стоит сказать про этот фильм?
Дал ли Ридли Скотт ответы на вопросы, оставленные как со времен первого «Чужого», так и в «Прометее»? И да и нет. Что-то было раскрыто (хоть и способом, который многим не понравится), на что-то были даны намеки, а что-то и вовсе лишь добавляет новых поводов для дискуссий.
Были ли исправлены ошибки «Прометея»? Хоть ксеноморфа и стало в разы больше, плюсов персонажам это не добавило, что наводит на мысли либо о лени сценаристов, либо об их невнимательности. Не могут же они и вправду считать, что сделали в «Прометее» всё правильно, и по этой причине поступать аналогичным способом в новой ленте.
Хороший фильм или плохой? Без сомнения, хороший. Фильм обладает самыми разносторонними положительными сторонами, которые позволяют наслаждаться происходящим на экране на протяжении всех двух часов. Никаких претензий на революционность или последующую культовость лента не имеет, однако для одного просмотр, если вы совсем не фанат, или больше, если вы тем или иным способом любите данную тематику, картина подходит абсолютно.